В этом году Железнодорожному исполняется 60 лет

Гараж ДОК-6, 50-е годы 20-го векаВ далёком 1952 году на карте Московской области появился новый город – Железнодорожный. Но даже с приобретением нового статуса внешне Железнодорожный оставался уютным зеленым поселком, с малоразвитой инфраструктурой, грунтовыми дорогами и частными домиками.

Судьбоносное решение о присвоении поселку статуса города районного подчинения было принято 16 августа 1952 года на семнадцатой сессии Железнодорожного городского Совета депутатов трудящихся Балашихинского района Московской области. Согласно данным протокола, который хранится в архивном отделе администрации городского округа Железнодорожный, принятие решения было основной повесткой дня. Тема заседания звучала так: «О преобразовании посёлка Железнодорожный в город районного подчинения, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 августа 1952 года №731/4». В ходе обсуждений высказался тридцать один депутат. В частности, депутат товарищ Смирнова заметила, что «вопрос сохранения здоровья трудящихся – это основа нашей работы, необходимо решить вопрос расширения амбулатории города за счёт пристройки к ней. Город растёт, а существующие амбулатории не в состоянии обеспечить культурное обслуживание больных, необходимо строить в городе больницы». А депутат товарищ Новосёлов озвучил общие задачи на будущее: «преобразовать город в должное состояние, навести порядок в благоустройстве города, в его планировке, широко повести борьбу с самовольным строительством, навести порядок в торговой сети».

По итогам заседания депутаты вынесли решение о принятии к руководству Указа Президиума Верховного Совета РСФСР и поручили исполкому городского Совета собрать актив и наметить «практические мероприятия на дальнейшее».

В то время

К новому рубежу Железнодорожный подошёл с довольно скромными показателями, особенно в социальной сфере. В 1952 году в Железнодорожном работали три амбулатории, и две из них ведомственные. В поселковой амбулатории работали одиннадцать медицинских работников, а врачи принимали посетителей в две смены и в трёх кабинетах. В течение года амбулатория обслуживала сорок две тысячи человек. Около сорока тысяч пациентов обслуживала в год амбулатория железной дороги. В ней имелось четыре кабинета, работали шестнадцать медицинских работников. На заседании исполкома Железнодорожного поссовета в январе 1952 года говорилось о том, что из-за отсутствия свободных мест в больницах района больные госпитализируются несвоевременно, при амбулатории посёлка отсутствуют транспорт, лаборатория, рентгеновский кабинет, нет детского и физиотерапевтического кабинетов.

Не лучшим образом обстояли дела в сфере образования или, согласно терминологии того времени, просвещения. Выступая с докладом в начале января 1952 года на заседании исполкома поссовета, неутешительную статистику привела председатель комиссии культпросвещения товарищ Горелова: «Школы перегружены учащимися, иногда дети сидят по три человека за партой, в классе по 45-48 человек, некоторые классы занимаются в три смены. Нужна семилетняя школа».

В 1952 году было:
- построены новые асфальтированные дороги за счёт предприятия п/я 19
по улице Андреева, за счёт ТЗС по улице Пролетарской;
- отремонтировано 800 кв.метров по улице Ворошилова и 360 кв.м по улице Прудовой.
- посажено 2 тысячи 990 деревьев за счёт населения и организаций;
- создано и отремонтировано 22 колодца;
- вырыто и очищено 5 010 п/м кюветов;
- окрашено 5 430 фасадов;
- установлено 75 точек уличного освещения.

Нарекания касались сферы благоустройства и торговли. Среди прочих прозвучало мнение: «Торгующие организации работают плохо, не обеспечивают наличие необходимого ассортимента. Нет дежурного магазина, закусочная находится в антисанитарном состоянии». А депутат Смирнова подчеркнула, что причиной антисанитарного состояния торговых организаций является отсутствие чувства долга и ответственности у работников торговли. Их проверяют, виновных штрафуют, но на них это мало действует.

В том же 1952 году было запланировано построить на следующий год хлебный и промтоварный магазины. Численность населения посёлка, а потом и города увеличивалась. Приезжали новые жители для работы на здешних градообразующих предприятиях. Крупнейшими из них были: фабрика галантерейных изделий, питомник Московского комбината декоративного садоводства и электродепо. В то время не было бурного роста строительства и ввода жилья в эксплуатацию, большинство местных жителей проживали в коммунальных квартирах или частных домах, которые расширялись за счет пристроек. «Квартирный вопрос» стоял остро. Вот лишь одна архивная запись. В администрацию с заявлением обратилась гражданка Иванова с просьбой об увеличении ей жилой площади. Семья погибшего фронтовика из четырех человек проживала в доме №21 по улице Железнодорожной в девятиметровой комнате. На момент подачи заявления один из сыновей служил в Советской армии. Учтя эти факты, администрация предоставила Н. комнату размером 19 кв.метров в доме №41 по улице Ворошилова в счёт десятипроцентного отчисления жилфонда поссовету от предприятия п/я 19. А комнату площадью 9 кв.метров предоставила инвалиду Великой Отечественной войны Петренко.

Точка отсчёта

Указ о преобразовании посёлка в город районного подчинения привычного ритма жизни горожан и деятельности органов местного самоуправления не нарушил - всё было как раньше. В то же время городская администрация и депутаты начали вырабатывать дальнейшую стратегию развития города, в том числе привлекая со стороны, как бы это сейчас звучало, «внебюджетные средства». Бюджет небольшого городка был слишком мал для реализации любых проектов, а проблемы накапливались, и их нужно было решать.

Население Железнодорожного достигло 20 тысяч человек.
Работали три амбулатории, три школы, два клуба, было восемь магазинов, четыре буфета и закусочных, рынок.
При принятии к руководству Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании поселка в город районного подчинения на сессии присутствовал 31 депутат во главе с председателем тов. Марковым.
В 1952 году председателем исполкома горсовета работала Клавдия Сергеевна Ананенко. Она занимала эту должность в период с 1950 по 1953 гг.

Стратегия, направленная на дальнейшее развитие города, прослеживается в протоколах сессий депутатов и заседаний исполкома поселкового, позже городского, Совета Железнодорожного. Уже на восемнадцатой сессии депутатов, следующей после судьбоносной сессии о преобразовании Железнодорожного, рассматривался вопрос о строительстве в городе посёлка завода Минвата. Выступая на сессии с докладом, директор завода Кисельгоф отметил, что согласно решению Правительства РСФСР, в Железнодорожном будет построен жилой посёлок завода, на основании утвержденных проектов и с помощью отпущенных средств. Ознакомившись с представленной проектной документацией, депутаты выказывали своё мнение относительно строительства социальных объектов. После прений сторон приняли решение поставить вопрос перед районным исполкомом о немедленном вмешательстве в исправление дефектного проекта строительства и безусловно (то есть безоговорочно) обеспечить постройку школы, больницы и хлебозавода. А также предусмотреть ремонт и асфальтирование существующей дороги от завода до Горенок.

На последующей сессии повесткой дня был вынесен вопрос о благоустройстве и принято решение поручить исполкому горсовета разработать план благоустройства на 1953 год и добиться средств на благоустройство:
- дорог и тротуаров города;
- на водопровод города;
- устройство переездных мостов;
- увеличение уличного освещения;
- нивелировку города.

Замечательно, что у руля стояли неравнодушные, активные, инициативные люди, которые вникали во все сферы жизни города и пытались сделать город комфортным для проживания. Они задали определенный темп и старт на будущее развитие. С тех пор Железнодорожный не престает развиваться, и ежегодно в нем увеличивается число горожан. Новые квартиры покупают россияне со всех уголков необъятной Родины.

Надежда НИКИФОРОВА

Благодарим за предоставленные архивные материалы Архивный отдел администрации городского округа во главе с начальником Татьяной Александровной Кукушкиной.

По материалам газеты "Городской вестник"

Этот блог находят по фразам:

Вы можете оставить отзыв или обратную ссылку с вашего сайта.

Ответить

 

8 channel amplifier home